Дошкольное образование

К дошкольному образованию в доперестроечный период у государственных служащих сложилось двойственное отношение: его необходимость оговаривалась «Конституцией», «Законом об образовании», но по умолчанию дошкольное образование не считалось обязательным для исполнения заинтересованными ведомствами. Дошкольник не был лишен права на воспитание в домашних условиях или в условиях государственного заведения. Но обязанность достижения его общедоступности никто на себя не брал.

Немного истории

Законодательство менялось в течение длительного времени, но положение дел в дошкольной сфере оставалось кризисным, требующим реформирования. Оно особенно усугубилось в настоящее время. Стратегические проблемы не были решены. Будучи первой ступенью, где происходит закладка основ личности в окружающем социуме, институтом, поддерживающим ее, дошкольное обучение и воспитание трудно вписывалось в новую реальность:

  1. Первоначально резко сократился контингент.
  2. Такое положение было стабилизировано к 1995 году.

По настоящее время проблема остается на стадии решения, поскольку контингент увеличился только до 55%.

О специфике различных видов воспитания

В полноценном развитии человека основную роль играет наличие двух сфер:

  • семьи;
  • детского сада.

Значение семьи в жизни человека

Она призвана стать эталоном взаимоотношений, защитить, сформировать доверие к жизни, открытость миру. Но здесь возникает противоречие, проявляющееся в том, что нельзя обеспечить достойную жизнь без средств к существованию. Для этих целей нужно работать. У родителей в такой ситуации появляется потребность в дошкольном заведении, чтобы продолжать учебу, заниматься решением финансовых вопросов, не ощущая вины за заброшенность своего ребенка.

О льготных слугах дошкольного образования

Не каждая семья в состоянии позволить себе определить сына или дочь в общественное заведение для полноценного воспитания. Причиной этому является высокая оплата услуг. Ценной формой поддержки стала социальная забота о малообеспеченных семьях. Ее лучшее проявление в дифференциальном подходе к расчетам, адекватным доходам малообеспеченных семей:

  1. Ее льготный размер позволяет семье с любым достатком дать дошкольнику полноценное воспитание в стенах государственного учреждения.
  2. Малообеспеченным оказывается адресная помощь в виде дифференцированной оплаты. Печально, что такая форма существует еще не во всех регионах.
  3. В этом случае воспитанник охвачен стандартом обучения: его учат педагоги с соответствующей квалификацией, потому что не все родители имеют круг знаний и уровень воспитанности, необходимый для полноценного формирования личности.

Государство обеспечивает комфортные условия на основании СанПИН, других законодательных актов об обеспечении интеллектуального, эстетического, развития малышей. Большое внимание уделяется здоровому питанию, соблюдению режима дня.

О системе общественного воспитания

Оставаясь в замкнутом пространстве домашнего воспитания, малыши лишаются основных привилегий:

  1. Пространства социума сверстников.
  2. Возможности получить жизненный опыт.
  3. Сообщества ровесников, вместе с которым легче впитать образец общения.
  4. Осознания своего Я в сравнении себя с другими.
  5. Преодоления эгоцентризма, формируемого в среде взрослых. В отдельных случаях это вырабатывает стереотип эгоистичных, энциклопедически развитых, умных «старичков».
  6. Возможности получить образец поведения, адекватного различным жизненным ситуациям.

Воспитание под руководством специалистов позволяет проявляться естественному становлению личности. В семье в этом отношении образуется пробел. Как бы ни старались родители, общения в окружении сверстников им не заменить. Общественному воспитанию есть альтернатива – многодетная семья или родители, имеющие педагогическое образование. В остальных случаях лучше воспитывать малыша в детском саду.

Новшества в работе с дошкольниками

Дифференциация функций

С течением времени система дошкольного образования подверглась изменениям. Понятие «детский сад» осталось в истории. Оно представляет собой ряд видов этого понятия:

  • развивающие центры;
  • присмотр за малышом;
  • группы для воспитанников, имеющих отклонения в физическом и психическом и развитии;
  • заведения с приоритетом в отдельных направлениях воспитания (интеллектуальном, эстетическом, художественном).

Такие учреждения дают возможность выбрать программу по интересам, но они (исключая коррекционные формы занятий с дошкольниками) не выполняют комплекса задач по формированию личности.

Наличие разнообразных направлений позволяет выбирать заведение, отвечающее желаниям родителей, но основная масса новых видов не отвечает закономерностям комплексного развития подрастающего поколения.

Кадровое обеспечение

Правильным решением будет допуск к формированию личности дошкольников специалистов, обладающих личностными способностями к воспитанию, высоким профессионализмом. Воспитателю, работающему с малышами необходимо обладать незаурядными данными:

  • знаниями в области формирования личности;
  • ответственностью за жизнь и здоровье ребенка;
  • высокой квалификацией.

Эта работа невозможна без большого вложения душевных и физических сил педагога. Практика показывает, что выпускники высших учебных заведений не идут работать в дошкольные заведения. Причиной является зарплата, не адекватная затратам труда, поэтому кадровая проблема в этой сфере остается открытой.

Специфика работы

Если в школе проводятся уроки, то дошкольное обучение имеет другую специфику. Здесь, помимо учебных занятий, охват учебой заполняет все виды работы в течение дня:

  • Его учат сотрудничеству и игре с детьми.
  • Аккуратности.
  • Вежливости во время различных ситуаций.
  • Правильному поведению за столом.
  • Прививают гигиенические навыки.

Вопросы, касающиеся многообразных форм со 100% участием воспитанников в обучении невозможны без бюджетных вложений. Затраты вытекают из потребности сделать окружающую среду гармоничной, влияющей на формирование личности. Для развития воспитанников в нее нужно включить:

  • компьютеры;
  • снаряды по физкультуре;
  • музыкальные инструменты;
  • книги;
  • материал для конструирования;
  • наборы для рисования и лепки;
  • Игрушки.

Создание новых форм работы с дошкольниками

Образование, всегда носило дотационный характер и финансировалось из бюджетных средств государства. Количество мест в имеющихся государственных дошкольных учреждениях намного меньше спроса для полного охвата дошкольников. Некоторые формы, действующие ранее, упразднены (ведомственные садики, сведены к нулю, а их здания перепрофилированы). Родители заинтересованы в создании дополнительных видов развития детей и готовы их оплачивать.

По этим объективным причинам обучение активно переходит на принципиально новые виды работы, сохраняя традиционные:

  1. Группы в школах.
  2. Группы, образуемые для адаптации вынужденных беженцев и переселенцев.
  3. Группы с временным нахождением дошкольников.
  4. Домашние группы:
    • гувернерские;
    • семейные;
    • воспитание няней.
  5. Временного нахождения детей с родителями: ребенок и родитель, группы адаптации, центры игровой поддержки, ясли с мамой. Работают они на базе следующих частных и государственных организаций:
    • в центрах психологических;
    • центрах для детей раннего возраста;
    • в творческих центрах;
    • традиционных дошкольных заведениях.
  6. Центры, в которых дети обучаются по специальным программам. Здесь практикуется использование комплексного подхода к обучению:
    • бассейн;
    • оздоровительные комплексы;
    • театр;
    • компьютерный класс;
    • изостудия;
    • оздоровительные комплексы;
    • физкультурные и игровые занятия.
  7. Группы комбинированного типа, включающие оздоровительные, компенсирующие и развивающие направления работы.
  8. Компенсирующего типа.
  9. Развивающего типа.
  10. Традиционное дошкольное заведение.
  11. Ясли для самых маленьких.

Будущее в развитии юных граждан

Учитывая все узкие места, планируется сделать дошкольное образование обязательным. Целесообразно принять за норму нахождение малышей в садике весь день. Важным усовершенствованием станут следующие изменения:

  • кадровые;
  • пересмотр финансовой базы.

Что касается многообразия частных дошкольных учреждений, то они уже заполнили свою нишу недостающими в государственных учреждениях звеньями и имеют сторонников. Сочетание работы государственных и частных дошкольных заведений, направленной на формирование личности малышей, дополняет друг друга и дает положительный эффект.

<<< К статье "Как приучить ребенка к самостоятельности" К статье "Первый раз в детский сад" >>>



« Вернуться к списку статей