Подготовка детей к школе: критерии готовности, возможные проблемы, советы по подготовке ребенка к учебе.

  • Главная
  • Статьи
  • Подготовка детей к школе: критерии готовности, возможные проблемы, советы по подготовке ребенка к учебе.

Если ребенок подготовлен к обучению в школе, ему станет несравненно легче учиться, контактировать со сверстниками, познавать. Весомую роль в процессе играет и детсад, но правильная подготовка детей к школе должна начинаться дома.

Готовность детей к школе – вопрос, беспокоящий всех родителей, чьему чаду предстоит переход на новый, непростой жизненный этап. Может показаться, что все очень просто – по достижению требуемого возраста маленького человека отдают в первый класс. Но важно не только отправить его в школу, но осуществить это вовремя, чтобы он был физически, психологически и морально готов к учебному заведению.

Цена ошибки велика: школа предъявляет довольно высокие требования, неготовность приведет к страху учебы, детским истерикам, полному прекращению посещения занятий, девиантному поведению и депрессиям. Предупреждая последствия, родителям надо уделить подготовке детей к школе самое пристальное внимание.

Что будут спрашивать.

Большинство средних школ предъявляют к кандидатам в школьники серьёзные минимальные требования. Кандидат в первоклассники должен уметь и знать:

  • свое полное имя, фамилию и отчество, четко назвать таковые;
  • год, число и месяц рождения;
  • домашний адрес;
  • ФИО мамы и папы (а желательно – и остальных родственников), их места трудоустройства и способы связи;
  • наиболее известных писателей, поэтов РФ;
  • главные праздники;
  • названия, порядок месяцев, дней, сезонов;
  • виды транспорта, способы их перемещения;
  • не путать, где право и лево, назад и вперед;
  • отличать цвета, обозначать их;
  • владеть базовыми понятиями правил дорожной безопасности;
  • осознавать разницу между домашними животными и дикими, наименования детенышей животных;
  • базовый набор знаний включает информацию об окружающей природе: виды цветочных растений, птиц (и отличать перелетных от остающихся зимовать);
  • требуется понимать разницу овощей и фруктов, наименования таковых;
  • перечислять основные профессии.

Необходимы творческо-когнитивные способности:

  • рассказать услышанное;
  • описать происходящее на изображении, сделать небольшой рассказ;
  • помнить стихи, читать их;
  • отгадывать загадки
  • связно и по существу отвечать;
  • придумывать небольшие истории на заданную тему, сказки;
  • заканчивать начатое старшим предложение;
  • строить описания по памяти;
  • воспроизвести несложный рисованный объект, текст;
  • найти в наборе ненужную вещь, рисунок;
  • понимать цифры, считать до 0 до 10;
  • различать, что такое «меньше» - «больше»
  • знать алфавит, отличие его символов от звуков;
  • писать «по-печатному» в клеточках;
  • распознавать и называть геометрические фигуры;
  • читать как минимум по слогам;
  • подобрать слово на букву, а также обозначить начальную и последнюю;
  • обводить контуры;
  • очень хорошо, если к первому классу чадо правильно держит ручку.

Кто-то может возразить, что некоторые пункты из списка чрезмерны для недавнего детсадовца. Однако тесты включают именно их и призваны не только выявить текущие навыки, но и, в определенном смысле, спрогнозировать успехи, показать сильные стороны и слабости ученика.

Критерии.

За десятилетия влияние подготовки психики детей к школе постоянно пересматривалось, и сегодня господствует мнение, что оно, наряду с интеллектуальной составляющей, весьма существенно. Хотя значение имеют, разумеется, оба этих момента. Малышу надо быть готовым к школе по всем параметрам:

  1. Интеллектуальный. Это показатель совершенствования восприятия, усвоения сведений, качества воображения и мышления будущего первоклассника в целом. Достигнув 6-7 лет, он способен группировать по признакам, запоминать и пересказывать услышанное, и т.д. Так проводится опрос при устройстве в школу (приведен выше).
  2. Социальный. Малышу придется контактировать с другими ребятами, и со взрослыми. Обычно шести-семилетки уже отлично адаптируются в коллективе, ищут компромиссы, разрешают конфликты. Успеху содействует самоконтроль, у шестилетки уже достаточно развитый: ученик может сидеть тихо, слушать преподавателя, не отвлекаться, отвечать. Если же первоклашка демонстрирует неадекватное поведение, значит, социальная компонента созревания пока отсутствует. В такой ситуации поможет детский психолог. Предстоит поработать над самооценкой: излишне самоуверенные ребята не в состоянии адекватно воспринимать критику, не признают ошибки.
  3. Личностный. К школьному периоду в личности детей происходят изменения, они стремятся повысить свой статус, узнать больше о мире. Реализовать это можно, став школьником. У разных детей своя мотивация пойти в школу: в идеале это тяга к знаниям, но возможны и иные варианты – желание быть похожим на брата/сестру, носить красивую форму, и так далее. Надо осознавать смысл учения в школе, и положительно относиться к нему.

Психологическое созревание.

К сожалению, в нашем обществе распространена практика «запугивания» детей, когда им говорят, как рано придется вставать, сколько проводить в школе, что уроки не дадут возможности поиграть, культивируют страх плохих оценок. Это в корне неверный подход – следует не бояться школы, а идти туда с удовольствием.

В рамках приготовлений желательно упирать на позитивные моменты: новых друзей, массу сведений о мире вокруг, множество кружков с интересными занятиями. Полезно рассказать какие-то положительные истории из собственной учебной жизни, чтобы сформировать позитивный ее мыслеобраз. Но важно и не переборщить: если образ школы слишком идеален, ребенок может разочароваться, встретившись с реальностью, и испытать стресс. Все же низкие оценки и замечания учителя иногда «хватают» даже самые примерные дети.

Отличный вариант подготовки - поиграть в «школу». Вместе можно сымитировать различные ситуации, показать, как можно и нужно себя вести. Если есть возможность, стоит заранее посетить школу, чтобы ребенок увидел ее обстановку, а возможно, и познакомился с учителем.

Собственный мамин-папин настрой не менее важен: им надо позитивно относиться к изменению статуса детей, жизни на учебе, достижениям в ее ходе, подчеркивая значимость нового положения.

Вероятные проблемы.

Неусидчивость ребенка, отказ соблюдать установленные правила повлекут за собой трудности в школе. Непоседе не будет хватать терпения, и здесь потребуется помощь: мама может на первых порах помогать выполнять задания. Подспорьем окажутся игровые методики, развивающие дисциплину.

Невнимательность и рассеянность – два врага отличника, они снижают успеваемость и расстраивают взрослых. Специалистами принято, что до определенных лет низкая способность к концентрации – явление нормальное, и проходит годам к 10. До этого времени важно учиться собранности, сосредоточению, используя специальные игрометодики – лепку, рисование, тренировки мелкой моторики, манипуляции со шнурками и нитками, и т.п.

Явление встречается у первоклашек достаточно часто. Чтобы избежать этого, нужно заранее сформировать у детей интерес к школе. Акцент ставится на увлекательности, интересности процесса, чтобы дошкольник воспринимал все как интересную и полезную игру, приносящую познания, опыт, знакомства.

  1. Дисциплина.
  2. Отсутствие внимания.
  3. Протест.

Примерная программа.

Уже в старших группах детсада можно начинать подготовку ребенка к школе. Помочь готовы детские центры, реализующие различные подготовительные техники: там учат письму, счету, чтению, общению со сверстниками, и прочему. Допустимо проводить такие мероприятия и самостоятельно: на полках книжных магазинов и в Сети существует достаточно пособий по дошкольной подготовке, где изложены конкретные примеры. Пример мероприятий подготовки, рассчитанной на 16 недель:

  1. семидневка: упражнения на отличия и сходства;
  2. операции с недостающими фигурками, задачки на счет;
  3. поиск «лишних» предметов, развитие умения помнить;
  4. классификация вещей;
  5. работа с фигурами и фрагментами;
  6. снова классификация, плюс добавляется запоминание номеров, символов, словесных конструкций;
  7. сравнение предметов;
  8. совершенствование пространственного мышления, действия с фигурками;
  9. тренировка наблюдательности;
  10. тренинг воображения и внимательности;
  11. игры с узорами, числами и последовательностями;
  12. уяснение закономерностей, копирование цифровых записей и картинок по образцу;
  13. картинки – составление повествований по ним, отыскивание пропущенного, продолжение рядов;
  14. игры с парными объектами;
  15. выявление излишних фигурок, фраз, и т.д. Чтение пословиц;
  16. задачки на сравнивание.

<<< К статье "Первый раз в детский сад" К статье "Лечебная физкультура для детей" >>>



« Вернуться к списку статей