О пользе рисования для детей

Детское художественное творчество умиляет и радует родителей. Несмотря на некоторые неудобства, связанные с испачканными ручками и одеждой, родители усматривают в раннем художестве малышей способность к развитию богатой натуры. На самом деле детское рисование обогащает ребенка, позволяет в раннем возрасте развиться художественным способностям будущей личности. Вместе с развитием ребенка рисование помогает родителям лучше изучить его, вместе провести лучшие минуты в совместной творческой деятельности, получить дополнительные эмоции и прекрасную обратную связь:

  1. Для малыша рисование – это возможность познать мир. Он наблюдает за своими действиями во время процесса рисования. На уровне детского сознания видит, как рождается реальность.
  2. Рисование – это разговор в рисунке при помощи чувств и эмоций, потому что речь его пока не развита.
  3. Через рисование малыш учится сравнению и анализу предметов, запоминанию их характерных черт, а, значит, вырабатывает память.
  4. Ребенок увлекается процессом рисования: он размышляет, работает его творческое воображение, развиваются речевые способности, работает рука, развивая координацию и мелкую моторику, подготавливающую к письму.

В каком возрасте ребенку лучше начать рисование

Родителей интересует вопрос, не опоздали ли они с началом рисования у ребенка. Бытуют различные мнения: с 6 месяцев, с 8-9. Для процесса рисования нужна физическая устойчивость, которую связывают с моментом, когда малыш крепко сидит. Это для большинства детей происходит от 8 до 9 месяцев.

На начальном этапе творчества купите ребенку пальчиковые краски, они не имеют вредных свойств. Пусть рисование начнется с одного-двух цветов. Усадите малыша в детский стульчик. Можно начать рисование, сидя у мамы на коленях, за столиком. Ему будет удобно на теплом полу, застеленном клеенкой. Меры предосторожности необходимы. В каком бы месте не занимался рисованием малыш, от одежды ничего не останется, раскрашено будет все: от милого личика и ручек до окружающей обстановки.

Каким инструментом оснастить процесс рисования для ребенка до года

Процесс творчества в раннем возрасте начинается с познания мира:

  1. Сначала малыш внимательно изучит инструменты, попробует их на вкус.
  2. Родителям неплохо использовать процесс «рисования» для ознакомления ребенка с цветом.
  3. Проблему со вкусом краски решить можно несколькими способами: предложить малышу вместо краски разноцветные натуральные соки или детское питание. Можно сварить клейстер из крахмала, добавив в него пищевые красители. Случайно съеденная краска не причинит малышу вреда.
  4. Ребенок до года может рисовать восковым мелком. Выскальзывая из рук, он будет привлекать внимание малыша. Держать его нужно крепко, желательно тремя пальчиками, а это уже выработка навыков письма. Ребенка нужно научить удерживать мелок в руках и проводить линии.

Как рисуют дети от года до полутора лет

Малыш подрос, получил некоторые навыки рисования. Теперь процесс совершенствования рисунка будет соответствовать определенному возрасту:

  1. Теперь ему можно давать для рисования карандаши, маркеры, фломастеры. Бумагу лучше предложить большую (ватман). Отсутствие координации движений не позволит ему сориентироваться на небольшом листке бумаги.
  2. Процесс уменьшения листков начнется с полутора лет, когда он сначала научиться рисовать от локтя.
  3. Позднее в процесс рисования включится кисть.
  4. Только к двум – двум с половиной годам начнут включаться пальцы.

Процесс рисования ребенком нельзя оставлять без контроля со стороны родителей. Важно соблюдать технику безопасности в обращении с инструментами. Помимо этого. Родители должны следить за тем, как малыш держит карандаш и ручку. Это поможет легче овладеть письмом. После исполнения ребенку двух лет, он сумеет нарисовать рисунок красками с использованием кисточки, справится и с комбинированными способами рисования.

Первые детские рисунки

В первых работах ребенка будут рисунки, напоминающие линии. Потом появятся каракули. Они тоже пройдут стадии развития: из хаотичных превратятся в круговые линии. Просьбы взрослых, что-нибудь нарисовать малыш не услышит: он к этому не готов. Пока ребенок только начинает познавать новые возможности в самовыражении.

Осмысленные формы придут гораздо позднее. Не нужно направлять его, предлагать собственные темы и ассоциации. После трех лет не нужно навязывать ребенку собственное объяснение его творчества. Пусть он сам объяснит замысел рисунка.

Становлению направлений в выборе рисунка может способствовать развивающий центр детского творчества. Но пока он мал, ребенок будет настаивать на своем. Вспомните маленького барашка из сказки Антуана де Сент Экзюпери «Маленький Принц». Это типичный пример детской логики объяснения своего рисунка. Как Автор ни бился, он смог угодить Маленькому Принцу лишь рисунком ящика, в котором находился барашек. Такова детская логика.

Не нужно оценивать творчество детей. Достаточно будет просто похвалить их, сказать, что рисунок понравился.

О психологии детского рисунка

Нужно ли пытаться объяснять детский рисунок с точки зрения психологии и придавать композиции или цвету рисунка слишком много значения. Если делать это, то только с точки зрения детской психологии. Взрослые видят рисунок своими глазами, и зачастую объясняют его с позиции беспокойства за малыша. Ребенок мог вкладывать в него совершенно другое содержание. Поэтому пытаться объяснять рисунок лучше на приеме у детского психолога. Эта процедура будет познавательной и снизит уровень родительского беспокойства.

Пугающие родителей черный и красный цвета выбираются детьми до пяти лет как наиболее яркие и контрастные. У детей пока еще нет полноценного восприятия цветов. К пяти годам у ребенка появляются ассоциации, связанные с тем или иным цветом, которые напоминают им любимые вещи родителей и потому нравятся.

Какие инструменты можно использовать для рисования

Это дело вкуса. Тем, чем нравится:

  1. При помощи штампов, вырезанных из яблок, картошки, губки, а также другого материала.
  2. При помощи пластилина, размазывая его по листку бумаги. Этот метод способствует развитию мелкой моторики, мышц кистей, пальцев.
  3. Песком по стеклу, крупами на листочке бумаги, смазанной клеем. Помимо художественного воображения эти способы рисования развивают мелкую моторику и тактильные ощущения.
  4. Трубочками с краской, выдувая которую малыш рисует капельками брызг. Метод рисования способствует тренировке легких.
  5. Красками, которые знакомят малыша с цветами, дают возможность свободному выражению эмоций и чувств.
  6. Восковыми мелками, которые готовят руку ребенка к написанию букв.
  7. Фломастерами и карандашами, помогающими правильному развитию руки для последующего занятия письмом. Занятие раскрашиванием способствует улучшению координации движений кистей рук, а также пальцев.

При творческом воображении ребенок может комбинировать способы рисования.

Нужно ли учить ребенка рисовать

О том, нужно ли учить ребенка рисованию педагоги и родители продолжают спорить:

  1. С точки зрения первой группы, способность к рисованию нужно развивать в кружках и школах, здесь ребенок получит азы художественного творчества.
  2. Точка зрения второй заключается в том, что рисование – это самовыражение, и давление на ребенка может помешать развитию способности к рисованию, таланта.

Правы представители обеих групп. Техника рисунка никак не помешает самовыражению, даст толчок развитию способностей. В школах и художественных студиях царит творческий процесс сотрудничества учеников и наставников, личный пример педагогов. Давление не свойственно творческим коллективам.

<<< К статье "Важность подготовки к детскому саду" К статье "Борьба с детскими страхами" >>>



« Вернуться к списку статей