Сказкотерапия в современной психологии

Психика ребенка – очень ранима. Любое вмешательство в его внутренний мир может иметь последствия. Малыши до семи лет почти не понимают категории «хорошо» и «плохо», поэтому в этом возрасте сложно объяснить нормы поведения. Как быть, если необходима коррекция? Как мягко и ненавязчиво донести до сознания ребенка нужную информацию?

Вот здесь и приходит на помощь родителям и психологам метод «сказкотерапии».

Сказкотерапия: суть и задачи методик

Эта методика – новое веянье в современной психологии. Её суть заключается во влиянии на ребенка через сказку. Именно так можно корректировать поведение, влиять на личность, бороться со страхами.

Механизм достаточно прост: с помощью повествования, где рассказывается о близкой ребенку проблеме простым и понятным языком, психолог или родители могут донести до детского сознания некую важную для него истину. Действия в сказке связывают с действиями в реальности. Это своеобразная психотерапия с одним принципиальным отличием: от ребенка не требуют делать выводы.

Влиянием сказок на личность занимались еще Карл Юнг и Зигмунд Фрейд. Но сознательно использовать возможность сказаний для воздействия на психику начали относительно недавно. Сказка предоставляет целую серию своеобразных «ключей» к психике. Это персонификации, образы и метафоры.

«Сказка – ложь, да в ней намек». Дидактическая функция

В первую очередь стоит обозначить, что с помощью повествований можно многому ребенка научить.

Например:

  • привить правильные жизненные ценности;

  • рассказать о жизненно важных явлениях, причинно-следственных связях;

  • объяснить необходимость постановки жизненных целей и преодоления препятствий;

  • научить строить отношения с друзьями и родителями;

  • указать правильные ориентиры;

  • научить прощать и многое другое.

Проблемы, которые корректируют с помощью сказок:

  • работа со страхами (фобия темноты, стоматолога и практически все то, с чем может столкнуться маленький ребенок);

  • минимизировать агрессию;

  • работа с гиперактивностью;

  • проработка психотравм и эмоциональных кризисов вследствие больших стрессов (смерть близких, разводы родителей, прочее).

Любой детский психолог согласится, что сказкотерапия – это прекрасный метод диагностики в детской психологии. Можно рассказать часть истории, оборвав на кульминационном моменте и попросив ребенка продолжить.

Фольклор и терапия: различия

Психотерапевтические рассказы во многом подобны с фольклорными. Но есть ряд принципиальных различий. Если фольклорная дидактика обобщена, то в терапии подбирают свой текст для каждой проблемы. А еще психологи очень часто используют именно авторские, а не народные тексты. Но это не значит, что фольклор использовать нельзя. Например, «Каша из топора» акцентирует внимание на находчивости и иллюстрирует проблему жадности.

Терапия для взрослых

Сказкотерапия не имеет возрастных ограничений и может быть использована для взрослых. Она помогает прожить многие травмы в теории, сопереживая героям. С помощью ярких образов происходит постановка и решение многих проблем в вымышленном, но в то же время в очень реальном мире. Максимально эффективно использовать терапию сказок в комплексе с другими методиками.

Стоит помнить, что «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается». Данная терапия даст лучший эффект при длительном использовании. В конце концов, это увлекательно и полезно. Где еще, как не в сказке, человек встречается сам с собой?

<<< К статье "Построение распорядка дня" К статье "Ребенок не желает учиться" >>>



« Вернуться к списку Полезные материалы