Как помочь обидчивому ребёнку

Обидчивость усложняет ребёнку жизнь и даёт поводы для расстройства там, где в целом их и нет. Дети, склонные обижаться по любому поводу, отличаются ранимостью и всегда готовы сделать из мухи слона.

От чего возникают обиды

До 3-х лет дети не способны надолго задерживать эмоциональное состояние, и поэтому, даже если обижаются, отвлечь их не сложно, и они легко перестраиваются. После 3-х лет ребёнок способен на длительное переживание обиды, и переключить его не просто. Связано это с тем, что в данный период у малыша формируется потребность в уважении и признании его прав как другими детьми, так и взрослыми. Также в 3 года у ребёнка значительно расширяется пространство, он начинает посещать различные кружки или детский сад.

Дети хотят получить от окружающих максимум внимания и признания, но этого не происходит. В такое время появляются первые стойкие обиды, которые, если родители поведут себя неправильно, приведут к изменениям в характере и вызовут повышенную обидчивость.

Дети, которым дома уделяется всё свободное время, и которые видят постоянную повышенную опеку, попадая в детский коллектив и сталкиваясь с тем, что кто-то дразнит и обзывает их, требует отдать игрушку и не считается с их мнением и желанием, оказываются в шоке. В такой период проявляется особенность характера каждого. Один ребёнок постарается поставить обидчика на место и завоевать внимание, пусть даже и силой; а другой уходит в угол и, страдая, начинает ждать, когда огорчившие его раскаются и сами подойдут с извинениями. Ожидаемое не происходит, и обиды только усугубляются. Если они обоснованные, а детский коллектив намеренно игнорирует новенького и старается сделать ему гадость, то необходимо вмешательство взрослых. Когда же ребёнок обижается из-за того, что то, что он ожидал и то что получил, оказалось различным, то имеет место неадекватная реакция, и требуется корректировка схемы его поведения.

Самооценка и обидчивость

Нарушение самооценки ребёнка – прямой путь к обидчивости. Дети, которых воспитывают, постоянно заставляя доказывать свою значимость и завоёвывать любовь и внимание родителей, не могут спокойно относиться к чужим успехам. Если они видят, что кто-то делает что-то лучше, у них возникает душевный дискомфорт.

Дети, желающие доказывать своими делами, что они хорошие, постоянно испытывают потребность в похвале и высокой оценке сделанного. Не получая их, они замыкаются в себе и начинают копить внутреннее недовольство и обиды. Подготовка детей к детскому саду должна обязательно включать обучение проговариванию обид.

Для правильной самооценки родители не должны, воспитывая ребёнка, использовать оценочную систему, в особенности до 7 лет, так как ребёнок дошкольного возраста принимает всё безусловно. Так, например, мать говорит сыну: «Ты у меня очень хороший мальчик, раз смог нарисовать очень красивую картинку». Оказавшись в детском коллективе, он видит, что кто-то из сверстников нарисовал лучше. У ребенка возникает ощущение, что он уже перестал быть хорошим, ведь рисунок другого красивее, и появляется ему самому непонятная обида на весь мир и на каждого.

Как бороться с обидчивостью

Родителям необходимо своевременно обратить внимание на проблему обидчивости. Для её устранения рекомендовано следующее:

  • Воспитание безоценочное. Похвала должна быть для конкретного действия, без формирования у ребёнка стереотипа «Ты хороший и нужный потому, что можешь сделать лучше всех».

  • Интерес к чувствам. Родителям при всей занятости надо находить время поговорить с ребёнком о его переживаниях. Это позволит малышу не чувствовать себя одиноко и правильно реагировать на происходящее.

  • Объяснение происходящего. Если дети играют и не зовут ребёнка, надо научить его быть решительнее и самому подойти и попроситься играть.

Главная причина обидчивости у детей – ошибки в воспитании, устранить которые достаточно просто. 

<<< К статье "Популярные и непопулярные дети " К статье "Обучение ребёнка терпимости " >>>



« Вернуться к списку статей