Популярные и непопулярные дети

Поведение детей в детском саду во многом сказывается на дальнейшем личностном развитии, способности к общению со взрослыми и ровесниками. Нередко в коллективе возникают проблемы - малыш не хочет играть со сверстниками, больше стремится к уединению. На этом этапе взрослые должны выяснить причину напряженности в отношениях с окружающими и помочь ребенку адаптироваться к социуму.

Как складываются отношения в дошкольном коллективе

Избирательность в общении четко прослеживается уже в старших группах детсада. Каждому ребенку отводится определенное положение. Некоторые становятся лидерами и «притягивают» к себе остальных. Другие остаются малозаметными, редко окружены большим количеством друзей и внимания.

Завоевание лидерского статуса осуществляется в процессе организации коллективной деятельности, решения совместных задач. Популярность психологи больше связывают с симпатиями к определенной личности, а не с какими-либо общими занятиями в коллективе.

Дети старших групп осознанно делают свой выбор относительно общения с кем-либо из сверстников или наоборот - игнорирования. Воспитателям не всегда удается правильно выяснить причину наличия или отсутствия популярности у воспитанников. Педагоги нередко связывают ее с воспитанностью, дисциплинированностью, творческими и организаторскими способностями. Однако для детей критериями выбора популярных ровесников выступают совсем другие качества.

Истоки популярности и непопулярности

Психология утверждает - разница между более и менее популярными детьми состоит в их отношении к сверстникам. Подготовка детей к школе часто позволяет сгладить негативные стороны характера и облегчить адаптацию к новому коллективу.

Личностными качествами востребованных в общении ребят являются:

  • подлинный интерес к окружающим;

  • эмоциональная вовлеченность в групповую деятельность;

  • способность положительно оценивать успехи других детей;

  • умение сопереживать;

  • отсутствие зависти;

  • бескорыстность, щедрость;

  • стремление к мирному разрешению конфликтов;

  • умение слышать других.

Непопулярные дошкольникам свойственны осуждение чужих действий, стремление навязывать свое мнение. Они часто безразличны к успехам окружающих или огорчаются из-за них, а чужие неудачи способны поднять им настроение. Такие дети склонны искать недостатки у сверстников, подчеркивать свои преимущества над ними, решать конфликтные ситуации силой. Для них характерно стремление к превосходству над другими.

Как повысить детскую популярность?

Чтобы повысить популярность ребенка, необходимо помочь ему наладить способность к общению. С этой целью применяется специальная коррекционная программа, созданная в игровой форме и состоящая из 3-х основных этапов:

  1. Преодоления отчужденности, защитных барьеров, желания демонстрировать физическую силу. Игры, в процессе проведения которых дети говорят добрые слова, называют друг друга ласковыми именами, помогают преодолеть страх быть отвергнутым и помогают ребенку убедиться в хорошем отношении к нему.

  2. Обучения правильному восприятию окружающих. Ребенок должен перестать полностью сосредотачиваться на своем внутреннем мире и научиться проявлять неподдельную заинтересованность в сверстниках. Этому поспособствуют игры на воспроизведение действий и слов других членов детского коллектива («Испорченный телефон», «Эхо»).

  3. Развития желания помогать своим ровесникам в процессе игры и поддерживать их. Заботясь друг о друге, дети объединяются, становятся ближе, получают удовольствие от взаимопомощи, перестают замыкаться в себе.

Если ребенок начнет задумываться о результатах своей деятельности, он сможет легче находить общий язык с другими и завоевывать их симпатии.

<<< К статье "Важность подготовки к детскому саду" К статье "Как помочь обидчивому ребёнку " >>>



« Вернуться к списку статей