Тестирование детей перед школой

Тестирование детей перед школой
Консультация

Содержание



Поступление в школу – переломный момент в жизни детей. Важно, чтобы ребенок пошел в 1 класс физически крепким, здоровым и психологически подготовленным. Эти качества помогут адаптироваться в новой среде. Он будет успешным и не потеряет интерес к учебе. Для определения уровня психологической зрелости проводят тестирование детей перед школой. По результатам исследования рекомендуют систему обучения, развивающие, корректирующие занятия или предлагают родителям отправить малыша учиться в следующем году.

Цены на услуги

Название услуги Специалист Цена График
Тестирование        Муковнина Наталья Васильевна 1800 руб по записи

Для чего нужно тестирование перед школой

Когда отправляют дошкольника в 1 класс, оценивают его психологическую подготвленность к новому жизненному этапу. Проводя диагностику, определяют сформированность нужных навыков.

Исследования проводят по запросу родителей, специалистов (с согласия родителей или опекунов). Для изучения особенностей используют различные комплексные программы психодиагностики. После ее завершения выдается полное описание характеристик дошкольника и рекомендации.


Проводят исследование чтобы:

  • изучить личностные особенности и разработать индивидуальный подход к обучению;
  • выявить детей, пока еще неготовых к школе;
  • распределить учеников по классам;
  • определить синдром минимальной мозговой дисфункции ММД (чтобы своевременно провести коррекцию и лечению).

Как показывают исследования, у 20% старших дошкольников есть незначительные нервно-психологические нарушения. Из-за неподготовленности к 1 классу, эти отклонения выявляют у 60% учеников.


Начало обучения характеризуется:

  • изменением режима;
  • увеличением психологической, физической нагрузки;
  • новой средой;
  • появлением дополнительных правил и требований.

Усиление нервно-эмоциональной нагрузки, когда ребенок к этому не готов приводит к появлению тревожности. К этому добавляется кризис 7 лет (изменяется основная деятельность, мировоззрение). Это отрицательно отражается на:
  • физическом здоровье (будет больше болеть, чем учится);
  • общении со сверстниками (проявится замкнутость или агрессия)
  • учебе (школьник будет невнимательным, пропадет желание ходить на занятия).
Детям сложно сконцентрироваться на уроках, они не успевают. Расстраиваются. Если на них оказывают давление еще и взрослые, как итог – нервный срыв, неврозы.

Естественно, родители хотят видеть своего ребенка успешным. Чтобы он хорошо учился, получал высшие баллы, ему нужно быть готовым к школе. Поэтому отправляя его в 1 класс надо провести обследование. Иногда этим занимается школьный психолог, но соответствующую диагностику проводит уже ближе к поступлению.

За короткий срок сложно подготовить дошкольника, особенно когда проводят коррекционную работу (например, с логопедом). Иногда надо подождать еще год, пока появятся необходимые качества. При выявлении синдрома ММД требуется помощь невролога. Специалист поможет справиться с неврозом, тревожностью.

Какие навыки указывают на готовность ребенка к школе


Существуют определенные критерии, что должен уметь будущий ученик, чтобы пойти в школу. Сюда не относится умение читать, писать, считать, умножать или выполнять сложные математические расчеты, знать физику, иностранные языки и т. д. (фантазия родителей на тему обязательных навыков – неисчерпаемая). Готовность к школе определяется интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью. Это значит, что ребенок:

  • может спокойно сидеть на уроке, занимаясь учебой;
  • воспринимает учителя, не просто как взрослого, а как человек дающего знания;
  • крайне редко проявляет импульсивное поведение;
  • способен логически запоминать;
  • находит причинно-следственные связи;
  • готов подчиняться школьному режиму;
  • проявляет потребность в общении со сверстниками;
  • исполняет роль ученика.

Влияет на успешность: умение обучаться, развитая эмоционально-волевая, мотивационная сфера. Он должен осознавать, с чем связана учеба, принять школьные правила. Для этого необходим определенный уровень психологической зрелости.

Уровень интеллектуального развития и речевой сферы


Во время психодиагностики оценивают сформированность интеллектуальной сферы и речевой. Речь идет не только про определенный кругозор, запас знаний. Чтобы успешно участвовать в учебном процессе, должны быть развиты:
  • желание узнавать новое;
  • любознательность;
  • память;
  • внимание;
  • мышление;
  • речь.
Интеллектуальная зрелость определяется знаниями об окружающем мире, своей семье, умением высказывать свои суждения и делать выводы.
Для полноценного обучения в 1 классе нужна сформированная устная и письменная речь. Определяется способностью к дифференциации:

  1. Зрительной. Правильное восприятие и передача знаков. Без этого умения научится читать и писать невозможно.
  2. Фонематической. Способность правильно определять звуки. Необходима для грамотного письма.
  3. Речедвигательной. Объединяет устную и письменную речь. Если ребенок не выговаривает определенные звуки, у него возникнут трудности. Он будет писать слова так, как их произносит.
  4. Мелодической. Умение понимать интонацию. Старший дошкольник должен уметь различать, когда фраза прозвучала с нежностью или агрессией, это был приказ или просьба.
  5. Ритмической. Разделение предложений на структурные единицы. Ритм влияет на содержание сказанного. Например, стандартная фраза «казнить нельзя помиловать», пауза между слов должна быть там, где ставится запятая, которая существенно влияет на смысл.

Частая проблема у дошкольников – неправильное произношение звуков. Это приводит к серьезным проблемам в освоении письма. В некоторых случаях достаточно пару занятий поработать с логопедом. Иногда надо обратиться к стоматологу (если причина нарушения речи неправильный прикус, короткая уздечка под языком). Это может быть патология, которая лечится и корректируется неврологом.

Коммуникативные навыки и личностная готовность


Школа требует от ученика определенных личностных и коммуникативных навыков. Готовность выражается:
  1. Принятием новой социальной роли – школьника. Ему интересно учится, выполнять задания, учителя, поднимать руку, когда знает ответ.
  2. Умением придерживаться школьных правил. На уроках заниматься, вовремя приходить на занятия, слушать учителя.
  3. Отношением к учебной деятельности. Ребенок осознает профессиональную роль педагога, правильно воспринимает ситуацию урока (спрашивает по теме, дает ответ на вопрос, предварительно подняв руку).
  4. Адекватная самооценка. Высокая – вызывает негативную реакцию на замечания, низкие баллы за неправильные ответы. Он начинает считать учителя злым, обижается, пропадает интерес. Со сверстниками ему тоже тяжело находить общий язык. Низкая – приводит к увеличению тревожности, неудовлетворенности результатами своей деятельности. Если у него авторитарные родители, это приводит к тому, что он начинает бояться самостоятельно выполнять задания.
Если ребенок не готов быть учеником, то даже развитая интеллектуальная сфера не поможет ему. Даже зная ответ, не будет тянуть руку, если ему не интересно. Он на уроках не будет слушаться, общаться со сверстниками. Задания выполнит только понравившиеся.

Эмоциональная готовность, мотивационная сфера и произвольное поведение


Чтобы хорошо учиться, первокласснику надо испытывать радостные эмоции по поводу предстоящих занятий. У него должны быть сформированы высшие чувства:
  • нравственные;
  • интеллектуальные;
  • эстетические.

  На наличие навыков указывает умение сочувствовать, сопереживать. Эмоциональная зрелость определяется:
  • уменьшением импульсных реакций;
  • умением длительное время заниматься тем, что не очень нравится.

Не всегда у детей в школе все гладко. Возможны конфликты с одноклассниками, учителем. Первоклассники расстраиваются, если у них с первого раза не получается выполнить задание. Чтобы не «опустились руки» необходима развитая мотивационная сфера. Большинство психологических школ при определении школьной зрелости, считают ее основным критерием.
Выделяют группы мотивов:

  1. Познавательные, связанные непосредственно с учебой. Когда ребенку интересно узнавать новое. У него есть потребность в освоении новых знаний, умений.
  2. Социальные. Ученик ориентирован на общение, одобрение своей деятельности со стороны родителей, учителей, сверстников. Он стремится занять свое место в социуме.


Если у первоклассника доминирует познавательный интерес, он учится с удовольствием, получая новые знания. При преобладании социальных – стимулом становится одобрение окружающих. Успех обеспечивает «сплав» потребностей в одобрении и познавательной деятельности.


Развитие эмоциональной и мотивационной сферы влияет на поведение детей. Оно бывает:
  • импульсивное;
  • произвольное;
  • волевое.

Импульсивное поведение – основная характеристика дошкольника. В этом возрасте мотивы неустойчивы. Он легко переключается с одного вида деятельности на другой. Поэтому малыши постоянно узнают новое. Они так развиваются, познают мир вокруг себя.

Становясь старше, постепенно учатся долго концентрироваться на одном предмете, ставить цель, подчинятся определенному мотиву. Развивается произвольное поведение. Оно характеризуется:
  • умением сознательно подчинятся правилам;
  • ориентированием на заданную систему требований;
  • умением слушать говорящего, выполнять задания.

Управляя своим поведением, ведет себя на уроке соответствующе. Преобладание импульсных реакций проявляется в невозможности усидеть на одном месте, внезапными истериками (по незначительному поводу), острой реакцией на замечания.

Развитая мотивационная сфера, устойчивый личностный интерес указывает на сильную волю. Такое поведение помогает выполнять поручения, которые ему совершенно неинтересны.

Развитие интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной сфер, коммуникативных навыков указывают на то, что ребенок готов к новому жизненному этапу. Их оценивают в комплексе. Сформированность всех качеств указывает на школьную зрелость. Устанавливают её уровень, проведя психодиагностику будущего ученика.

Психодиагностика определения школьной зрелости


Проводится тестирование школьной зрелости для профилактики нежелательного психического развития ребенка. Для этого психологи используют различные тесты. Оценивают наличие необходимых навыков для успешной учебы по количеству баллов. Одна из самых распространенных методик определения школьной зрелости – ориентировочный тест Керна-Йирасека.

Он состоит из 3 заданий:
  • нарисовать мужскую фигуру по памяти;
  • срисовать письменные буквы;
  • срисовать с картинки группу точек.

У этой методики есть ограничения. Она указывает только на школьную зрелость. Дети, получившие плохой результат, например, схематически изобразили на картинке человечка (за это снижаются баллы), тоже учатся хорошо.
В тесте отсутствует необходимость произносить слова. Анкетирование проводится с помощью картинок. Поэтому невозможно сделать заключение о кругозоре, мышлении. Методику дополняют Ориентировочным тестом школьной зрелости ВМ (изучает вербальное мышление). Более информативен тест школьной зрелости, разработанный П. Я. Кеэс.

Его особенности:

  • предназначен для работы с детьми 5,5 – 7,5 лет;
  • проводится индивидуально и в группах;
  • групповое анкетирование проводят в 2 этапа.

Проводя тест, за испытуемыми наблюдают, делают пометки, за разные действия добавляют или снимают баллы. Обращают внимание на поведение ребенка (он усидчив или вертится, роняет карандаши, постоянно пытается убедиться, что красиво рисует, отказывается от ответа).

По количеству баллов делают выводы о:

  • умственной работоспособности, внимательности;
  • способности мысленно создавать план действий;
  • уровень развития памяти;
  • сформированности наглядно-образного мышления;
  • определение способности комбинировать предметы.

Обе методики оценивают мелкую моторику, координацию зрения и движений, степени зрелости мозговых структур. Косвенно можно судить об интеллекте и личностных особенностях (полученные данные по этим критериям подтверждают другими методами). Тест Кеэса дает представление об уровне развития внимания, памяти, мышления.

Тесты интеллектуальной зрелости


Раньше считалось, что чем больше знает, умеет на данный момент ребенок, тем уровень его интеллекта выше. Усвоенных знаний, огромнейшего словарного запаса (иногда просто заученные сложные слова) недостаточно для активной учебной деятельности. Ученик будет успешным, если у него сформированы навыки:
  • сравнивать;
  • анализировать;
  • обобщать;
  • самостоятельно делать выводы.

Если дошкольник много не знает, но у него есть все перечисленные выше навыки, то ему учеба будет удаваться. Отсутствие огромного запаса слов (а иногда дети не знают даже элементарных вещей) указывают скорее на недостаток воспитания, а не на ЗПР (задержку психического развития), если соответствующие качества сформированы. Тесты интеллектуальной зрелости рассчитаны на определение:
  • умения усвоить новые правила для выполнения заданий;
  • способности выполнить задачу с похожим условием, по новым правилам;
  • понимание смысла сюжета;
  • определения последовательности действий.

  Проводят исследования с помощью картинок, так как большинство ещё не умеет читать.

Важно! Тест на интеллект не определяет, умеет ли на данный момент ребенок писать, читать и считать. Эти навыки нужны при поступлении в лицей, профильные гимназии (там это может быть основным требованием, и дети сдают экзамен). В обычной школе учат с основ. Если первоклассник уже это умеет, то на уроках ему будет скучно. Главное – пропадет интерес к урокам, а это основной мотив успешной деятельности.


 Для исследования интеллектуальной сферы используют методики:

  1. «Сапожки». Это игра с определенными правилами. Успешно справится с заданием ребенок с развитым произвольным вниманием (он сам его контролирует), памятью и волевой регуляцией поведения. Для проведения методики используют цветные картинки. Им необходимо присвоить цифровой код (сапожки нарисованы – 1, их нет – 0). Учитываются правильные ответы.
  2. «Последовательность событий». Показываются картинки, и необходимо понять сюжет, изображенный на них, установить последовательность событий. Тест определяет способность к обобщению, выявлению причинно-следственных связей. Устный ответ помогает определить сформированность речи. Необходимо обратить внимание, как ребенок произносит слова (может менять слога местами, заглатывать окончания, заикаться и т.д.). Перед проведением исследования надо убедиться, что ребёнок понимает смысл изображения на картинке. При затруднениях допускается задать наводящий вопрос.
  3. «Звуковые прятки». Игра помогает определить фонематический слух ребенка, произвольное внимание (надо сосредоточено слушать слова и понимать говорящего), правильность произношения определенных звуков (в основном «О», «А», «С», «Ш»).


Оценивают результат по количеству набранных баллов. Проверяется развитость культуры речи (звукопроизношение, эмоциональность), умеет ли испытуемый выделять главное в повествовании, как он произносит слова, фразы. Оценивают интеллектуальную зрелость по количеству баллов.

Из-за отставания в сенсорном развитии дети могут писать буквы неправильно (отзеркалено), не различать геометрические фигуры, пропускать звуки, слова. Требуются дополнительные исследования, консультации логопеда, невролога, проведение корректирующих и развивающих занятий.

Тесты достижений, определение того, что умеет дошкольник


Чтобы понять, справится ли ребенок со школьной программой, узнают, что он уже умеет. К моменту поступления в школу дети должны овладеть определенными навыками. Используют методики:

  1. Американский национальный тест готовности к школе (адаптированный). Состоит из 8 субтестов. Вопросы составлены так, чтобы оценить: владение простым математическим счетом, способность заметить нужное изображение, уровень развития речи, умение понимать текст. Количество верных ответов оценивается в баллах. Последний вопрос является необязательным.
  2. «Узор». Выявляет, умеет ли подчиняться правилам, обобщать, слушать, определять способ действия. Для изучения навыков используют геометрические фигуры, которые необходимо сложить, также как и на картинке.
  3. «Графический диктант». Определяют умение выполнять простые задания, воспринимаемые на слух. Срисовывать с картинки. Трудности в обработке результатов возникают, когда будущие первоклассники путают понятия «верх», «низ», «лево», «право», не умеют считать до 10 (за ошибки снимаются баллы)
  4. «Рисование по точкам». Ребенок по образцу соединяет точки на рисунке. Он должен уметь подчиняться правилам.

  Последние 3 теста – графические. Они не требуют устного ответа, определяют сформированность мелкой моторики. Наличие навыков оценивается в баллах. Иногда используют
«Шкалы детских способностей Маккарти». Изучают:

  • способность оперировать словами, выражать свои мысли;
  • мышление;
  • умение считать (обычно детям не надо считать больше, чем до 22);
  • базовые знания;
  • память;
  • координацию и мелкую моторику рук.

  Для определения готовности к школе используют клиническую методику «Домик». Чаще ее применяют для изучения особенностей сенсомоторного развития детей (в возрасте 5–10 лет):
  • произвольное внимание;
  • пространственное восприятие;
  • координацию и моторику;
  • произвольную регуляцию действий.

Испытуемый срисовывает с картинки домик, состоящий из геометрических фигур. Исследователь обращает внимание, как действовал испытуемый, заметил ли ошибки (если да, то баллов будет больше). Результат зависит от многих факторов.

Методика слов «Да и нет»


Особенным методом диагностики является игра с вопросами «Да и нет». Выявляет умение действовать, подчиняясь правилам. Для успешного прохождения необходимы развитые произвольные психологические процессы. Этот тест – измененная детская игра, в которой запрещены слова «Да», «Нет», «Черное», «Белое». Чтобы дать больше верных ответов на вопрос, ребенок должен:
  • постоянно помнить, какие слова нельзя произносить;
  • не отвлекаться;
  • постоянно контролировать себя, чтобы не сказать: «Да» или «Нет», хотя вопросы провоцируют именно такой ответ;
  • обдумывать, что произнести;
  • отвечать быстро.

Результат оценивается в баллах, которые снимаются из-за ошибок. Для исследования личностных особенностей используют различные проективные методики. Самые популярные – «Дом-Дерево-Человек», «Моя семья», «Несуществующее животное». Есть тесты, в которых ребенку не нужно рисовать, например, «Чудо-песочница». В ходе исследования, задаются дополнительные вопросы, ответ также учитывается при обработке результата.

Выбор методики зависит от психолога (которую лучше изучил, считает более подходящей). Чтобы правильно интерпретировать результаты, недостаточно почитать книжку или статью в интернете. В подобных тестах учитывается множество нюансов.

Исследование мотивации


Это одна из основных сфер, необходимых для успешной учебной деятельности. При исследовании выявляют типы мотивов, предпочтения. В этих исследованиях нет правильных ответов. Испытуемый отвечает на вопросы, так как считает нужным.

Используют методики:
  1. Определение мотивов учения по Гинзбургу. Проводится индивидуально. Выявляют, какой из мотивов (учебный, социальный, позиционный, внешний, игровой, оценочный) преобладает.
  2. «Мотивационные предпочтения». Показывают картинки. На них изображены мальчик и девочка, выполняющие разные действия (относящиеся к учебе, игре, труду).
  3. Испытуемый разделяет картинки по принципу нравится – не нравится. Если остались карточки, то их также просят рассортировать какие больше интересны, какие менее.

Более точно мотивацию оценивает методика определения отношений детей к ситуации «ребенок-взрослый-задача». Выделяют типы:

  1. Учебный. Ребенок воспринимает себя в роли ученика. Он взаимодействует с «учителем». Относящиеся к этому типу, работают одинаково хорошо в присутствии взрослого и без него. Они самостоятельно делают уроки.
  2. Предучебный. Они занимаются в присутствии учителя. Для них важны разные задания педагога (учебные, бытовые). Они выполняют только те задачи, которые ставит учитель. Если поручение даст кто-то другой, они не будут его делать также добросовестно. Действовать начинают после прямого обращения учителя к ним.
  3. Дошкольный. Это игровой тип. Дети не готовы к школе. Все задания они воспринимают с позиции игровой деятельности. У них неразвита познавательная мотивация.
  4. Псевдоучебный. Ребенок выполняет все формально. Раз была команда от взрослого, значит, надо сделать. Несамостоятельный, без учителя, предлагающего помощь, он не справляется.
  5. Коммуникативный. Характерен для детей демонстративного типа, любящих быть в центре внимания. Для них важна похвала, а не учебная деятельность.

При оценивании имеет большое значение отказ отвечать на вопросы. Для определения развития мотивационной сферы психодиагносты используют тест «Сказка». Выявляют выраженность познавательного интереса, необходимого для школьной жизни.


Что еще нужно проверить перед 1 классом


Помимо психологической, важна и физическая подготовка. Ослабленный ребенок не сможет нормально учиться, адекватно воспринимать нагрузки.


Значение имеет не только вес, рост, физическая сила, зрения. Важно нервно-психологическое состояние. У 40–60% будущих первоклассников выявляют минимальные мозговые дисфункции. Причины их возникновения:
  • тяжелое протекание беременности;
  • осложненные роды;
  • травмы, ушибы головы;
  • некоторые воспалительные заболевания (менингит);
  • стрессовые ситуации;
  • семейное неблагополучие.

ММД не является противопоказанием для учебы в обычной школе. При благоприятных условиях они компенсируются. Вот только когда ребенок попадает в новую среду, изменяет свою деятельность возможно увеличение проблемы. У них проявляется:
  • трудности в усвоение нового материала;
  • проблемы в общении со сверстниками;
  • снижения самоконтроля.
К концу учебного года могут быть нервные срывы. Чтобы избежать этого, помочь адаптироваться в новых условиях проводят коррекционную работу.

Когда ребенок не готов к школе


Иногда, после проведения психодиагностики, родителям говорят, что не сформировалась школьная зрелость. В этом случае не надо паниковать. Все дети развиваются по-разному. Кто-то быстрее, кто-то позднее. Это нормально. То что у соседки умеют, дочь в 4 года читать, поют, вяжут, и все умеют, не означает, что ваш ребенок отсталый. Ему нужно чуть больше времени и помощь взрослых. Если выявлена психологическая неготовность к школе, рекомендуют:
  • подождать год;
  • вместо специализированного лицея выбрать обычную школу (в него можно поступить и после 4 или 7 класса);
  • провести коррекционную работу;
  • компенсирующее обучение;
  • развивающие программы.

Коррекционная работа проводится с детьми, которым нужна помощь логопеда, психолога, социального педагога, дефектолога. Развивающая программа необходима дошкольникам, с несформированной психологической готовностью к обучению. В специальных группах не учат считать, писать, их психологически подготавливают к школе:

  • проводят тренинги, развивающие память, мышление, внимание;
  • перестраивают и развивают мотивационную сферу;
  • развивают интерес к чтению;
  • проводят работу с учетом «ближайшей зоны развития» (что умеет ребёнок, с помощью взрослых).

За ошибку не ругают. Хвалят за определенные достижения, закрепляют успех.
Если проблема неготовности к школе медицинская, то рекомендации дает врач, он же устанавливает диагноз, назначает лечение.


Психологическое тестирование детей перед школой необходимо. Оно помогает выявить, готовы они к переходу на новую ступень. Выдержат ли физические, эмоциональные нагрузки. По результатам исследования своевременно скорректируют обучение, основываясь на личностных характеристиках. Это поможет ребенку быть успешным в учебной деятельности.

Специалисты, которые проводят консультации