Популярные и непопулярные дети
Поведение детей в детском саду во многом сказывается на дальнейшем личностном развитии, способности к общению со взрослыми и ровесниками. Нередко в коллективе возникают проблемы - малыш не хочет играть со сверстниками, больше стремится к уединению. На этом этапе взрослые должны выяснить причину напряженности в отношениях с окружающими и помочь ребенку адаптироваться к социуму.
Как складываются отношения в дошкольном коллективе
Избирательность в общении четко прослеживается уже в старших группах детсада. Каждому ребенку отводится определенное положение. Некоторые становятся лидерами и «притягивают» к себе остальных. Другие остаются малозаметными, редко окружены большим количеством друзей и внимания.
Завоевание лидерского статуса осуществляется в процессе организации коллективной деятельности, решения совместных задач. Популярность психологи больше связывают с симпатиями к определенной личности, а не с какими-либо общими занятиями в коллективе.
Дети старших групп осознанно делают свой выбор относительно общения с кем-либо из сверстников или наоборот - игнорирования. Воспитателям не всегда удается правильно выяснить причину наличия или отсутствия популярности у воспитанников. Педагоги нередко связывают ее с воспитанностью, дисциплинированностью, творческими и организаторскими способностями. Однако для детей критериями выбора популярных ровесников выступают совсем другие качества.

Истоки популярности и непопулярности
Психология утверждает - разница между более и менее популярными детьми состоит в их отношении к сверстникам. Подготовка детей к школе часто позволяет сгладить негативные стороны характера и облегчить адаптацию к новому коллективу.
Личностными качествами востребованных в общении ребят являются:
- подлинный интерес к окружающим;
- эмоциональная вовлеченность в групповую деятельность;
- способность положительно оценивать успехи других детей;
- умение сопереживать;
- отсутствие зависти;
- бескорыстность, щедрость;
- стремление к мирному разрешению конфликтов;
- умение слышать других.
Непопулярные дошкольникам свойственны осуждение чужих действий, стремление навязывать свое мнение. Они часто безразличны к успехам окружающих или огорчаются из-за них, а чужие неудачи способны поднять им настроение. Такие дети склонны искать недостатки у сверстников, подчеркивать свои преимущества над ними, решать конфликтные ситуации силой. Для них характерно стремление к превосходству над другими.
Как повысить детскую популярность?
Чтобы повысить популярность ребенка, необходимо помочь ему наладить способность к общению. С этой целью применяется специальная коррекционная программа, созданная в игровой форме и состоящая из 3-х основных этапов:
Преодоления отчужденности, защитных барьеров, желания демонстрировать физическую силу.
Игры, в процессе проведения которых дети говорят добрые слова, называют друг друга ласковыми именами, помогают преодолеть страх быть отвергнутым и помогают ребенку убедиться в хорошем отношении к нему.
Обучения правильному восприятию окружающих.
Ребенок должен перестать полностью сосредотачиваться на своем внутреннем мире и научиться проявлять неподдельную заинтересованность в сверстниках. Этому поспособствуют игры на воспроизведение действий и слов других членов детского коллектива («Испорченный телефон», «Эхо»).
Развития желания помогать своим ровесникам в процессе игры и поддерживать их.
Заботясь друг о друге, дети объединяются, становятся ближе, получают удовольствие от взаимопомощи, перестают замыкаться в себе.
Если ребенок начнет задумываться о результатах своей деятельности, он сможет легче находить общий язык с другими и завоевывать их симпатии.